Фон-барон: тест Mercedes-Benz V-класса
Текст: Денис Халфин; Фото: Mercedes-Benz
Mercedes-Benz предлагает две линейки минивенов. С пролетарским Vito мы уже познакомились, а теперь наступила очередь роскошного V-класса, ориентированного на частных предпринимателей и корпоративных клиентов.
И роскошный V-класс, и более дешёвый Vito выполнены в одном стилистическом ключе. Разница – в деталях, которые и определяют статус модели.

Среди автомобилей, на которых мы ездим на работу, на дачу, на море, на рыбалку, на охоту, форсируем бездорожье, перевозим людей или мебель, лихачим, самоутверждаемся и получаем удовольствие, есть машины, созданные для того, чтобы в них жить. И это не обязательно должен быть автодом или кемпер – в более привычном для нас сегменте MPV найдутся такие модели, где можно жить красиво. Например, компания Daimler предлагает для этих целей премиальный шаттл Mercedes-Benz V-класса.

Благодаря новой подвеске, клиренс V-класса сократился на 20 мм по сравнению с Viano. Его можно сделать ещё ниже на 15 мм, заказав спортивный пакет.

В конце концов, на корпоративных клиентах свет клином не сошёлся, а уехать куда-нибудь на край цивилизации, не покидая дорогие апартаменты, – мечта для многих. V-класс построен на той же платформе, что и его предшественник Viano. При этом V-класс стал длиннее на 132 мм, шире на 27 мм и выше на 5 мм во всех трёх вариантах длины кузова (4895, 5140 и 5370 мм) и двух версиях колесной базы (3200 или 3420 мм). Прежней осталась рядная 2,1-литровая турбодизельная «четвёрка».

Заднее стекло сделано подъёмным, но погрузочная высота в таком случае становится очень большой. Объёма багажника хватает, чтобы положить по чемодану от каждого пассажира.

Зато автомобиль нашпигован премиальными наворотами типа комплекса электронных систем Intelligent Drive, а также продвинутой адаптивной подвеской Agility Select. Да и экстерьер немецкого минивена выглядит дорого, при этом недвусмысленно намекает на S-класс. Салон подвергся бескомпромиссному «капремонту», который призван угодить самой капризной VIP-персоне. В результате получилось нечто среднее между утилитарным микроавтобусом Viano и дорогим кроссовером R-класса: от первого ему досталась форма, от второго – содержание.

Сразу видно, что немцы горели желанием подчеркнуть в экстерьере премиальность модели: в результате от Viano не осталось ни одного элемента кузова. Эффектная передняя часть скомпонована под легковой автомобиль и действительно выглядит «на миллион», о чем свидетельствует рельефный вытянутый капот, изящный бампер с крупными воздухозаборниками, массивные растянутые фары и фактурная решётка радиатора с «кричащей» фамильной звездой. Корма тоже визуально «подорожала» за счёт деликатной хромированной панели и огромного затемнённого стекла, которое открывается отдельно от двери.

Внутри это дизайн и оснащение дорогого Mercedes-Benz и посадка коммерческого Mercedes-Benz. Впрочем, за рулём таких машин в большинстве случаев сидит шофер.

В дорогих апартаментах V-класса сразу бросается в глаза масса деталей, знакомых по интерьерам представителей легковой линейки Mercedes-Benz, начиная от контроллера мультисистемы Comand Online и заканчивая панелью приборов. Дизайнеры из Daimler не изменили своему традиционному чувству стиля, узнаваемый штутгартский почерк обрамлён темным лакированным «деревом», простроченной коричневой кожей и филигранной хромовой окантовкой. Выглядит дорого, консервативно и без излишней помпезности. Всего доступно три варианта отделки салона.

Передние кресла обладают не слишком выраженной боковой поддержкой, зато их можно оснастить подогревом, вентиляцией, а также поворотным механизмом. Их можно повернуть на 60 градусов наружу и на 180 градусов внутрь.

К эргономике V-класса водителям легковых Mercedes-Benz тоже привыкать не придётся. Там, где у большинства микроавтобусов и минивенов других марок расположен рычаг коробки передач, у «немца» находится контроллер системы Command. У V-класс, как и у других новых моделей марки, ею можно управлять с помощью тачпада. Что касается управления коробкой, то оно возложено на подрулевой переключатель с правой стороны – в свойственном для «Мерседеса» месте. Кроме того, не сразу «легло в руку» управление климат-контролем – поначалу непросто было прицелиться в слишком миниатюрные кнопки, расположенные в ряд по горизонтали.

Управление мультимедиа-комплексом Command дублируется: можно пользоваться привычной шайбой, а можно тачпадом. Он распознаёт все привычные по смартфонам жесты.

Требует привыкания и оригинальный «джойстик» Comand Online. Качество материалов не сказать чтобы на твёрдый премиум, но выглядит добротно, да и собран интерьер на совесть. Комфортно устроиться за штурвалом позволяют гостеприимные кресла с широким диапазоном регулировок. Водительская посадка слишком высокая, поэтому расслабиться здесь непросто, зато на недостаток пространства вряд ли пожалуется водитель даже с внушительной комплекцией. С обзорностью проблем также нет, даже сзади, несмотря на высокие подголовники кресел на «галёрке».

Для пассажиров второго ряда можно заказать мультимедиа-систему с экранами. С них можно выходить в интернет или смотреть кино.

Вообще в V-классе, когда смотришь в зеркало заднего вида, сразу же возникает закономерное желание переместиться в пассажирский отсек. Ведь именно здесь становится понятно, кто здесь «фон-барон» – пассажир или водитель. V-класс доступен в шести-, семи- и восьмиместном исполнениях. Для минивена предусмотрена масса предложений по планировке салона с различными вариантами по два или три кресла в ряд. На тесте оказалась версия средней длины (5140 мм) с диваном на третьем ряду и двумя креслами на втором.

Третий ряд может быть трёхместным, причём машина настолько широкая, что можно поставить сразу три детских кресла.

Преимущество двух раздельных сидений ограничивается наличием у них подлокотников, а также возможностью разворачиваться на 180 градусов. К тому же, между ними остаётся место для сдвижного бокса, который, перемещаясь на середину пассажирского отсека, превращается в удобный квадратный столик. Чтобы сдвигать кресла и трансформировать бокс большого ума и сноровки не требуется – всё делается предельно просто и без особых усилий. Декорации VIP-зоны в целом соответствуют его премиальному уровню, но в частностях вылезает экономия, без которой в интерьере всё-таки не обошлось: эффектные лакированные панели под дерево виновато соседствуют с недорогим и кондовым пластиком.

А можно выбрать шестиместное исполнение салона, в котором каждый обитатель салона получает индивидуальное кресло с регулируемым углом наклона спинки и подлокотниками.

Зато к услугам статусных пассажиров наличествует «умный» климат-контроль с угольным фильтром, датчиком влажности и тремя режимами обдува. О многочисленных розетках, подстаканниках и отсеках для мелких вещей можно даже не говорить. Естественно, концентрируясь на удобстве пассажиров, немцы, тем не менее, не могли обойти вниманием комфорт водителя – за рулем минивена «рабом на галерах» себя не ощущаешь. Тем более в топовой полноприводной комплектации V250 BlueTEC с самым тяговитым 190-сильным турбодизелем, которая была у нас на тесте.

В Европе доступен и совсем уж экзотический V-Class Marco Polo. Это некая смесь дома на колёсах и обычного минивена. Диваны трансформируются в кровать, а в салоне нашлось место кухонному блоку.

Мало того, что интерьер здесь вполне легковой, так ещё и поведение на дороге далеко от автобусного – здесь чувствуешь себя водителем если не классической «легковушки», то уж кроссовера точно. Конечно, автомобиль высотой два метра совсем без кренов не обходится, но для минивена настройки шасси и руля просто великолепные. Чувствуется, что V-класс настраивали в том числе и для езды по автобанам на высокой скорости – солидность чувствуется во всём диапазоне скоростей.

Крыша такой машины раздвигается с помощью гармошки, внутри которой образуется ещё одно спальное место.

Иногда даже само собой забывается, что это минивен. А более, чем адекватная динамика для такого рода авто (по паспорту 9,1 сек до «сотни») V250 BlueTEC даже провоцирует на спортивную езду. Всего система Agility Select предусматривает четыре режима движения, причём разница чувствуется не только в работе подвески, но и в настройке рулевого управления, семиступенчатой трансмиссии 7G-Tronic Plus, а также в отклике акселератора. Хотя в любых режимах кажется, что педаль газа слишком чувствительная.

Двигатели V6 ушли в историю, но и четырёхцилиндровым дизелям хватает мощности и тяги, чтобы обеспечить V-классу динамику на уровне легковых машин.

Ещё одна причина для критики – достаточно жёсткая подвеска. С одной стороны, это плата за кроссоверную управляемость, с другой, V-класс претендует на роль замены седана представительского класса, и спрос с него повышенный. А вот расход топлива можно отнести к неоспоримым преимуществам V-класса: в смешанном цикле Mercedes-Benz «съедал» всего 7 л «солярки». Кроме 190-сильного турбодизеля, немцы предлагают ещё два варианта на тяжелом топливе – мощностью 163 и 136 л.с. Доступны также модификации с бензиновой двухлитровой «четвёркой» производительностью 211 л.с. Но в России клиенты Viano традиционно выбирали дизельные машины за их сочетание тяги и экономичности.

На хороших дорогах к V-классу вообще нет претензий, но чем хуже становится асфальт, тем больше растёт понимание – это не полноценная альтернатива S-классу.

Цены на Mercedes-Benz V-класса варьируются от 2 950 500 до 5 882 000 рублей. Максимальная цена серии Special Edition может достигать 5 980 000 рублей. Потенциальный покупатель, который собирается использовать V-класс как семейный минивен для путешествий, вряд ли остановится на базовой короткой версии cо 136-сильным турбодизелем и «механикой» стоимостью без малого 3 000 000 рублей. Хотя уже в стартовой комплектации немцы предлагают адаптивные фары головного освещения, ассистент контроля степени усталости водителя, систему стабилизации при боковом ветре и прочие радости жизни. И всё-таки за те же деньги Volkswagen предложит массу разнообразных и более практичных вариантов Multivan.

Система стабилизации умеет компенсировать порывы ветра на скорости более 80 км/ч. Высокая парусность – неотъемлемая особенность любого минивена.

Так что, как ни крути, наиболее оптимальный вариант Mercedes-Benz V-класса, который в полной мере отражает преимущества модели, стоит не меньше 4 000 000 рублей. Тот же V250 BlueTEC в комплектации Avantgarde, который был у нас на тесте, обойдётся в 4 382 000 рублей. Что касается конкурентов, то среди массы версий более демократичного Volkswagen Multivan (1 816 600 – 3 775 200 руб.) и его кемперной разновидности California (2 411 300 – 3 981 500 руб.) найдутся дорогостоящие варианты, способные на равных бороться с Mercedes-Benz. «Подвинуть» V-класс Volkswagen может, прежде всего, за счёт приемлемой цены.

V-класс – это колоссальный шаг минивенов Mercedes-Benz в сторону комфорта. Никогда ещё подобные машины не были столь стильными и комфортными, но всё равно поле для улучшений весьма велико.

Ещё один серьёзный конкурент – Toyota Alphard с его азиатским подходом к роскоши. Конкурентный минус премиального «японца» состоит в том, что Toyota предлагает лишь две комплектации: «Престиж» за 2 998 000 руб. и «Люкс» за 3 911 000 руб. с безальтернативной охочей до бензина «шестёркой» мощностью 275 л.с. Американский Chrysler Grand Voyager на нашем рынке также оснащается лишь одним, не менее прожорливым 283-сильным двигателем в единственной комплектации стоимостью 3 149 000 рублей. Вот и получается, что V-класс во многом играет в своей лиге. По количеству вариантов исполнения с ним может поспорить только Multivan, а по качеству исполнения и роскоши конкурентов у Mercedes и вовсе нет. Были бы деньги у покупателя!