Полулюкс: тест Skoda Octavia L&K
Текст и фото: Антон Ширяев
В советских и российских отелях всегда были номера «повышенной комфортности» или попросту полулюкс. Мы нашли такой автомобильный полулюкс – Skoda Octavia L&K.
Ещё 10 лет назад длины в 4659 мм хватило бы для конкуренции в D-классе. Седан Peugeot 407, например, был лишь на 17 мм длиннее.

На мой взгляд, большинство людей любят премиум по двум причинам: комфорт и понты. Первым нравятся современные опции, качественные материалы, мощные моторы и комфорт, поэтому новому автомобилю В, С или D-класса они предпочитают поддержанный Mercedes, BMW, Audi или другой премиум автомобиль той или иной степени поддержанности. Вторым важен сам факт обладания машиной престижной марки, поэтому они выбирают тот же C или D-класс, но с трёхлучевой звездой, пропеллером или кольцами на капоте. И не важно, что в их «трёшке» дермантин, кондиционер и простенькая музыка, а у соседа в 508-й кожа, алькантара, двухзонный климат и навигация, зато это BMW, а не какая-нибудь Peugeot.

Световой пучок ксеноновых поворотных фар почти мгновенно следует за поворотом руля. Дальний свет мог бы быть и поярче.

Сделать что-либо с понторезами невозможно, а вот придать современному массовому автомобилю налёт премиальности можно. И Octavia L&K как раз тот случай. Это Skoda, и она стоит 1 574 000 руб. За эти деньги можно купить не только новую Toyota Camry с мотором аналогичной мощности, но и Infiniti M37 2012 года с пробегом 19 000 км. Чехам точно есть чем крыть? Или лучше предпочесть этому полулюксу несколько комнат в хорошем доме частного сектора?

Лучшая аэродинамика трёхобъёмного кузова позволяет Octavia разгоняться до 232 км/ч и расходовать всего 6,1 л/100 км в смешанном цикле.

Octavia построена на том же платформе MQB, что и побывавший у нас на тесте почти год назад Seat Leon FR. Более того, у двух машин одинаковые моторы – «турбо-четвёрки» 1.8 мощностью 180 л.с. Разница в коробках передач: если у знойного «испанца» двигатель трудился в паре с МКП, то у суровой чешской барышни – «робот» DSG. Тем интереснее сравнить эмоции от двух машин, тем более у технически близких машин совершенно разное позиционирование. Seat – для молодой шпаны, а Skoda – для почтенных отцов-семейств.

У платформы MQB есть лишь один фиксированный модуль – расстояние от передней оси до моторного щита. Всё остальное можно менять.

Это видно и в наружном дизайне, и в дизайне интерьера. Везде прямые линии, острые углы, рубленные грани, – солидно. Сбалансированный образ, лишённый просчётов, и правильные пропорции ни у кого не вызовут отторжение. Кто-то, конечно, может посетовать, что дизайн Skoda слишком холодный и окончательно лишился той душевности, которая была у машин прошлых поколений, но Octavia вполне в тренде: так же правильны и Golf, и A3, да и Seat эпохи MQB подрастерял свою испанскую смелость став, скорее, немцем, переехавшим на юг в поисках солнца.

Обычно на эскизах дизайнеров машина куда интереснее своих серийных версий. Но с Octavia не тот случай.

Хуже другое – опознать в нашей Octavia именно версию L&K довольно сложно. Да, на передних крыльях есть большой логотип, но внимание на него обращаешь, только если знаешь, где искать. Да и смотрится он как продукт гаражного тюнинга. Жаль, что топовая Octavia не отличается ни большим количеством хрома, ни затемнёнными фонарями, ни обвесом, – словом чем-то таким, что сразу выделяло бы её из ряда более дешёвых Skoda. Так что любителям пустить пыль в глаза эта машина совсем не подходит.

Нижняя часть передней панели выполнена из жёсткого пластика. Спасает впечатление приятный шоколадный цвет.

Зато тем, кто внешнему эффекту предпочитает внутренний комфорт, Octavia L&K понравится. Сиденья имеют комбинированную отделку кожи и алькантары, причём оба материала очень высокого качества. Сиденья, панели дверей и часть передней панели – шоколадного цвета. Он достаточно тёмный, чтобы быть не более марким, чем классический чёрный, но в солнечный день салон выглядит по-настоящему дорого. На спинках передних сидений и центральном подлокотнике сзади вышито полное название комплектации: Laurin&Clement, – фамилии двух Вацлавов, ещё в Австро-Венгерской империи основавших компанию Skoda более 100 лет тому назад.

Сиденья радуют боковой поддержкой, а регулируемый в широком диапазоне подлокотник позволяет занять командирскую посадку.

Название комплектации также есть на набалдашнике рычага КП и на декоративных панелях на дверях. Но премиум – это не надписи, это ощущения. И Octavia L&K их даёт. Ведь пластик тут под стать коже – мягкий и на вид, и на ощупь. Достаточно дорогие материалы рождают приятный запах в салоне, а хорошая шумоизоляция дарит тишину. Под стать материалам отделки и список опций: электропривод сидений с памятью, парктроники с углом работы в 360 градусов, камера заднего вида, двухзонный климат-контроль, огромный панорамный люк с электроприводом, один из самых больших в классе дисплеев на центральной консоли, – достойный уровень.

Чехи не зря помнят и гордятся своей историей – Skoda старше большинства европейских грандов.

При этом всеми радостями жизни легко и приятно пользоваться. У сидений великолепная боковая поддержка, удачный профиль спинки, от которого не устаёт спина, и большие диапазоны регулировок. Приборы не только нарядные, но и великолепно читаются, а меню мультимедиа-системы логично и понятно. Сомнительным кажется лишь управление люком с помощью вращающегося регуляторов – лично мне привычные кнопки нравятся больше.

Такой расход топлива – результат стояния в вечерних пробках и последующей очень активной езды. В нормальном режиме держать его ниже 10 литров – не проблема.

Сзади довольно просторно. Конечно, с водителем ездить на таком заднем диване никто не будет, но для комфортной перевозки родных и близких подойдёт вполне. У меня при росте 186 см оставался запас и по ногам, и по голове. Связано это с тем, что по размерам Octavia, как и многие её конкуренты, фактически покинула гольф-класс и больше соответствует седанам сегмента D. Практически полное исчезновение D-седанов с рынка как раз и стало итогом увеличения размеров машин, которые раньше относились к младшему классу. Зачем нужен Avensis, когда у Corolla такая же база? Чехам повезло – их Superb изначально был удлинённой версией Passat и метил в сегмент Е, поэтому разросшаяся Octavia лишь заполнила нишу и освободила больше рыночного пространства для Rapid.

Дисплей стал больше, а иконки листаются движением пальца. Причём процессор довольно мощный – картинка не тормозит.

Octavia, как и все Skoda, радует огромным и легкодоступным багажником. Кузов лифтбек позволяет багажнику сочетать в себе преимущества оного у седана и хэтчбека: большой объём и возможность легко подлезть даже к предметам, расположенным у самих сидений. Так как Skoda позиционирует себя как семейный бренд, то и решений, направленных на удобство семейного человека, тут очень много: крючки и петли по периметру багажника, аж три сетки (являются дополнительным оборудованием), встроенные прямо в стенки ящички и удобный язычок вместо ручки пятой двери, позволяющий не тянутся к двери даже невысоким дамам. А ещё тут есть скребок на внутренней стороне лючка. Словом, мечта семейного человека.

Карта навигационной системы несколько перегружена информацией, но, к счастью, часть её можно скрыть. Обратите внимание, насколько подробна карта – есть даже дворы.

Только вот в движении Octavia 1.8 ведёт себя не совсем как семейная машина. Вернее, совсем как не семейная. Потому что в движении разница между молодёжным Leon и Octavia стирается. У Skoda такой же ярый турбо-подхват, столь же тяжёлый, полный обратной связи руль, достаточно жёсткая подвеска, неплохо справляющаяся лишь с ямами и кочками без острых краёв, и коробка DSG, которая так и подначивает поднажать.

568 литров полезного пространства, небольшая погрузочная высота и широкий дверной проем, – перед вами лучший багажник в сегменте!

Потому что при спокойной езде роботизированая трансмиссия превращает Octavia в сомнамбулу. Коробка стремится как можно быстрее добраться до высшей передачи и уронить стрелку тахометра до оборотов, близких к холостому ходу. В итоге, когда вам нужно слегка ускориться, чтобы уйти в соседний ряд, машине сначала приходится опустится на 3-4 передачи вниз и только потом поехать. Конечно, нельзя вешать всех собак на коробку. Дело в том, что двигатель 1.8 со сменой поколений стал мощнее (со 152 до 180 л.с.), но не моментнее – те же 250 Нм. Больше просто не переварят сухие сцепления 7-ступенчатой DSG.

Сабвуфер, розетка на 12 вольт и пара крючков, – чего ещё пожелать?

Но стоит вам начать «валить», как остановится уже невозможно. Потому что в таком случае DSG радует скорострельностью, логичностью и плавностью переключений, а двигатель всегда радует тягой, а шасси... Далеко не все машины премиум-брендов обладают столь хорошо настроенной ходовой. Mercedes-Benz A-Class, Volvo V40 и Lexus CT точно проигрывают, Audi A3 отличается нюансами (та же платформа), а BMW 1-серии не так и далеко.

Благодарить нужно многорычажную заднюю подвеску, которая у Octavia бывает только у версий RS и с 1.8-литровым мотором. Тяги так много, что на холодном, пусть и сухом асфальте машина буксует на первых трёх передачах, да так сильно, что у антипробуксовочной системы не хватает сил справиться с пробуксовкой. Максимальные 250 Нм выдаёт уже от 1250 об./мин. и до 5000 об./мин., а максимальная мощность – с 5100 об./мин. и до 6200 об./мин.

Скребок на внутренней стороне крышки горловины бензобака – это хорошо, а вот рекомендованный 98-й бензин – плохо.

Так что вы в любом случае или едете на максимальной мощности, или на максимальном моменте. Неудивительно, что в итоге разгон до 100 км/ч занимает 7,3 секунды – всего на 0,1 медленнее, чем RS прошлого поколения. Но стоит набрать скорость, как все претензии исчезают. Если у машин прошлого поколения концерна VAG в нуле руль был слишком пустым и при отклонении на 15-20 градусов усилие возрастало скачкообразно, то на MQB-машинах этот эффект сглажен – и в нуле усилия больше, и нарастание усилия по мере поворота руля происходит плавнее. Ещё один повод для комплимента – тормоза.

Взлетающую вверх линию остекления чехи решили сделать фирменной чертой Octavia.

Наверное, в мире есть машины с более точно настроенной педалью тормоза, но в этом классе на ум приходят разве что соплатформенники нашей Skoda. Подвеска по общему подходу к настройке очень похожа на Leon FR. Да, крены могли бы быть и меньше, но зато на большинстве городских неровностей Octavia переваривает без проблем. А вот большие ямы с острыми краями – настоящий ночной кошмар для подвески Skoda. Машина реагирует на такие проколы дорожников гулким ударом, подвеску порой пробивает, а человек за рулём начинает переживать за сохранность дисков.

Красивые диски не слишком заметно сказываются на плавности хода.

Только вот зачем вся эта спортивность остепенившемуся отцу семейства? А кто сказал, что жена и дети – синоним скуки, старости и потери вкуса к жизни? Octavia просто идеально подойдёт молодым семьям, желающим получить максимум универсальности и не пожертвовать при этом удовольствием от вождения. Да, Skoda во многом – выбор прагматика: большой багажник, не слишком большая популярность у угонщиков, достаточно высокая надёжность, небольшая потеря цены. Но мощный мотор, скорострельная (и проблемная) трансмиссия и жёсткая подвеска, – наглядные признаки того, что перед нами не пенсионерский автомобиль.

Обратите внимание, как сильно клюёт машина на торможении. Несмотря на мощный мотор, Octavia всё же не является заряженным хэтчбеком.

И всё же стоит ли он своих денег или лучше отдать их за автомобиль премиум-бренда. Ответ однозначный – стоит. Skoda быстрее, комфортнее, лучше оснащена и доставит меньше проблем, чем большинство новых премиум автомобилей, которые вы приобретете за эти деньги. Ну, а если говорить о поддержанных машинах, то Octavia окажется экономичнее. Небольшой дорожный налог, прекрасная экономичность, высокая надёжность и пятилетняя гарантия на единственный по-настоящему проблемный узел – коробку DSG. Так что единственный минус Octavia L&K – это отсутствие громкого имени. Перед нами не полулюкс, а самый настоящий люкс, просто расположен он в не самом престижном отеле.

Ещё одна фирменная черта – параллельные линии по центру капота Octavia уже не параллельные. Впрочем, если б нам не рассказали, мы бы и не заметили.
Технические характеристики Skoda Octavia 1.8 DSG7 L&K
Тип двигателя Бензиновый, c непосредственным впрыском и турбонаддувом
Рабочий объём, см³ 1798
Число цилиндров 4
Число клапанов 4
Макс. мощность, л.с/об.мин. 180/5100-6200
Макс. момент, Нм/об.мин. 250/1250-5000
Трансмиссия Роботизированная, 7-ступенчатая
Тип привода Передний
Передняя подвеска Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска Независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4659 x 1814 x 1461
Колёсная база, мм 2680
Дорожный просвет, мм 155
Снаряженная масса, кг 1335
Максимальная скорость, км/ч 232
Разгон до 100 км/ч, с 7,3
Расход топлива (комб.), л/100 км 6,1
Объём багажника, л 568
Объём топливного бака, л 50
Размер шин 225/45 R17
Цена, руб. от 1 574 000 руб.