Враг хорошего: тест Mitsubishi Pajero IV
Текст: Сергей Удачин, Фото: автора и Mitsubishi
Мудрая русская пословица наилучшим образом описывает очередной рестайлинг, пережитый в этом году «четвёртым» Mitsubishi Pajero. Или всё же нет?

Большой внедорожник Mitsubishi Pajero четвёртого поколения выпускается уже восемь лет. В середине жизненного цикла, в 2010 году он претерпел небольшую модернизацию, чтобы в нынешнем году уступить место своему преемнику. Однако, планы японцев изменились. Ещё прошлой весной в Женеве руководство компании заявило, что смена поколений флагмана откладывается на пару лет. В результате вместо нового Pajero V в этом году мы получили всё тот же автомобиль с минимальными обновлениями. Его премьера состоялась в рамках недавнего мотор-шоу в Москве, хотя о большинстве изменений стало известно ещё в июле после дебюта рестайлинговой праворульной версии в Японии.

Около 80% продаж модели в России приходится на трёхлитровые версии. Большинству водителей внедорожника с таким мотором хватает за глаза и по динамике, и по расходам на горючее.

На бумаге обновление внедорожника выглядит, прямо скажем, не очень впечатляюще. Новый дизайн радиаторной решётки, видоизменённый передний бампер, в котором рядом с противотуманками появились полоски светодиодных дневных ходовых огней, улучшенная шумоизоляция, иной кожух запаски на дверце багажника, да опция «автоматический дальний свет» у топовой версии Ultimate. А ещё, новый дизайн ключа зажигания, который, наконец, получил выкидное жало. Вот собственно и все изменения. Они ни коим образом не коснулись технической части автомобиля. Трансмиссия, подвеска и линейка двигателей у флагмана 2015 модельного года в точности такие же, как и прежде. Да и оснащение не поменялось.

С новым колпаком запаска стала закрытой в верхней части от пыли и грязи. Однако, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что со стороны крепления к двери колесо по-прежнему неприкрыто.

В принципе, и цена скорректирована не сильно – у некоторых европейских моделей от колебаний курсов валют прайс-лист изменяется куда значительнее. А в случае с Pajero самое большое повышение в 50 тысяч рублей получила начальная версия 3.0 Invite с «механикой». На 40 тысяч подорожал топовый вариант 3.8 Ultimate с «автоматом». Самый дорогой «трёхлитровый» Pajero Ultimate AT и обе версии с двигателем 3.2 поднялись в цене на 30 тысяч. А вот цена средних модификаций 3.0 Intense AT и 3.0 Instyle AT выросла всего на 10 тысяч.

Комплектация

Старая цена, руб

Новая цена, руб

Разница, руб

3.0 Invite MT

1 549 000

1 599 000

50 000

3.0 Intense AT

1 739 990

1 749 990

10 000

3.0 Instyle AT

1 789 990

1 799 990

10 000

3.0 Ultimate AT

1 869 990

1 899 990

30 000

3.2 Instyle AT

2 069 990

2 099 990

30 000

3.2 Ultimate AT

2 169 990

2 199 990

30 000

3.8 Ultimate AT

2 209 990

2 249 990

40 000

Большая масса внедорожника, его комфортный ход вкупе с нечётким рулём, валкостью в поворотах и склонностью к раскачкам кузова, действуют на желающего полихачить водителя отрезвляюще.

Лично для меня знакомство с обновленцем сулило много интересного. Во-первых, потому что для этого был выбран живописный маршрут Астрахань - Волгоград с протяжёнными, местами разбитыми, асфальтовыми дорогами, а также, многокилометровые степные и песчаные спецучастки с потрясающими видами. А, во-вторых, потому что мне до этого никогда не приходилось ездить на Pajero, несмотря на его почтенный возраст и длительное присутствие на рынке. Поэтому, дабы восполнить имеющиеся пробелы и немного настроиться на предстоящую командировку, я взял на недельку для знакомства, пока ещё продаваемый, автомобиль «первого рестайлинга». И, признаюсь честно, за это время у меня накопилось к флагману «трёх бриллиантов» много вопросов. Главный из которых: зачем ты Pajero?

Что уж там говорить, внешне большой пятидверный внедорожник хорош, с какой стороны на него не посмотри. Оба рестайлинга не отняли ни грамма брутальности, статности и стиля. Автомобиль вызывает уважение на дороге: если его и не стремятся пропускать вперёд, то по крайней мере лезть под колёса или меряться авторитетом нет желающих. Внедорожник словно большой авианосец следует в потоке машин своим курсом, а его водитель и пассажиры будто с капитанского мостика наблюдают за происходящим где-то там внизу. Сложности с габаритами порой могут возникнуть разве что при поиске места для парковки и при манёврах в битком забитом машинами дворе. Но эту проблему помогут решить огромные боковые зеркала, парктроники и камера заднего вида.

В движении по городу оказавшийся в моём распоряжении Pajero с трёхлитровой 178-сильной (261 Нм при 4000 об/мин) бензиновой «шестёркой» конечно не аутсайдер, но и далеко не лидер. Машине массой 2110 кг, откровенно говоря, с трудом даются резвые разгоны. Шум из под капота не является синонимом адекватной прыти. Ещё бы – всего 84 «лошади» на тонну веса! Нет, быстро ехать машина может (если её хорошенько разогнать), но бодро, увы, – нет. Слишком уж тяжела. Да и аппетит у мотора, даже несмотря на то, что он без претензий потребляет более дешёвый 92-ой бензин всё же великоват. По паспорту на трассе должно выходить 10 л/100 км, в смешанном цикле –12,2 л/100 км, а в городе – 15,9 л/100 км. По факту же средний расход без сильных пробок на МКАДе колеблется в диапазоне от 15 до 17 л/100 км. Поэтому гораздо более привлекательным в городе видится как минимум 200-сильный вариант с турбодизелем 3.2 под капотом и средним заявленным расходом 9,3 л/100 км дизтоплива.

К большому сожалению, ни один из двух рестайлингов «четвёртого» Pajero так и не подарил внедорожнику регулировку руля по вылету. Слишком уж серьёзна и дорога такая модернизация.

Однако, Pajero – это не тот автомобиль, на котором хочется «валить». Внедорожник с большим просторным пятиместным салоном и огромным 600-литровым багажником настроен на комфорт. Он охотно демонстрирует безразличие к качеству дорожного покрытия, игнорируя колейность, стыки, выбоины, ямы и кочки даже средних размеров, перед которыми большая часть водителей рефлекторно сбрасывает скорость, притормаживает, пытаясь объехать. Даже «лежачие полицейские» ощущаются в салоне не более, чем неприметная кочка на дороге. Дополнительно сглаживать ощущения от неровностей помогают мягкие, словно вырезанные из цельного куска поролона кресла.

Постойте ка. Мы говорим о выпущенной восемь лет назад и за это время ничуть не изменившейся машине стоимостью от 1,5 до 2,2 миллионов! Громоздкой, валкой, прожорливой. Для столицы и области за эти деньги можно купить чуть более компактный кроссовер премиум-бренда вроде Volvo XC60. У него не будет рамы, зато этот автомобиль будет легче, резвее, экономичнее, современнее, наконец! У него тоже будет кожаный салон, навигация, и он также сможет довезти семью до дачи по грязи или снегу, которые можно встретить в нашей местности в соответствующий сезон. Конечно, у Volvo не будет клиренса в 235 мм как у Pajero, но так ли он нужен в столице? Так зачем тогда нужен этот Mitsubishi в Москве и области, где он встречается довольно часто? А главное кто те 6337 человек, купивших Pajero в 2013 году и 4939 человек, заплативших за него с января по август текущего года? И для чего им нужен именно он?

Ответ на этот вопрос я в скором времени получил, прилетев в Астрахань. Всего за пару дней Pajero перевернул моё сознание и показал свои скрытые таланты, неведомые для большинства московских водителей. Теперь я понимаю почему этот внедорожник участвует в ралли-рейдах и 12 раз побеждал в «Дакаре». За весь двухдневный тест-драйв протяжённостью в 500 с лишним километров всего лишь несколько раз где-то в песках нашему экипажу пришлось задействовать уникальную трансмиссию Super Select, позволяющую подключать полный привод через межосевую муфту, блокировать задний дифференциал и включать понижайку. Правда, сделали мы это дабы перестраховаться. На всех же остальных спецучастках тяжёлый внедорожник с такой же лёгкостью преодолевал любые препятствия с ходу на заднем приводе, ни разу не дав повода усомниться в той вседозволенности на бездорожье, которую он дарит водителю.

Трудно описать словами эмоции, которые испытываешь за рулём Pajero на бездорожье. Эта огромная махина словно локомотив по рельсам уверенно прёт в направлении, которое ему задаёт водитель. При этом автомобиль демонстрирует абсолютную индифферентность к покрытию – будь то дорога, степь, поле или иная более менее ровная поверхность. Есть колея или её нет – наплевать. Главное взять правильный курс и хорошенько разогнать двухтонный внедорожник, после чего держаться крепче за руль и вовремя корректировать кратковременные полёты над целиной, подчиняясь принципу «больше скорость – меньше ям».

И он, чёрт возьми, действует! Вопреки здравому смыслу. Степь. Укатанная песчано-глиняная колея, по обе стороны в непосредственной близости земляные отвалы. Автомобиль как снаряд летит на 70 км/ч, перепрыгивая кочки и неровности, а коллеги в экипаже в кураже, подлетая в воздух на рытвинах, подначивают ещё «притопить». В такие моменты только здравый смысл, инстинкт самосохранения и мысли о детях и жене, оставшихся дома, сдерживают, чтобы не поддаться искушению поддать газку. И ведь нет ни малейшего сомнения, что Pajero это сможет. Уверенность в себе заканчивается раньше, чем уверенность в нём. Удивительно, но даже пропущенные пару раз серьёзные канавы с пугающим грохотом здорово тряхнувшие машину, не навредили ей. Мощная подвеска, не дающая пробоев, большие колёса, шины с высоким профилем – и нет никаких проблем!

Помимо демонстрации силы и своих возможностей, Pajero удалось показать и то, насколько он стал лучше. А невидимая глазу работа, как оказалось, над машиной была проведена приличная. Дополнительными шумоизоляционными матами японцы обклеили крышу и пол внедорожника, перегородку между моторным отсеком и салоном, а ещё внутреннюю часть передней панели в машине. Помимо этого было установлено специальное шумопоглощающее лобовое стекло. Также шумоизоляции и виброизоляции прибавилось в моторном отсеке, в частности на передних колёсных арках.

Как и в случае с рестайлингом других своих моделей, в Mitsubishi прислушались к мнению нынешних владельцев Pajero. Оказалось, что люди очень довольны внедорожником и ничего не хотят в нём менять. А улучшить по их мнению стоило бы разве что шумоизоляцию, да оснащение. По одному из наиболее дешёвых путей удовлетворения запросов фокус-групп и прошло последнее обновление.

И, надо сказать, результат от всего этого комплекса мероприятий хорошо ощущается как на трассе, так и на пересечённой местности. Ощутимо меньше по сравнению с машинами первого рестайлинга слышна в салоне работа мотора на высоких оборотах, и уже не так досаждают аэродинамические шумы и гул шин на трассе. Вообще минимизировать последний фактор можно также подобрав обычные дорожные покрышки. Автомобили с таковыми в нашем тест-драйве по степям и пескам тоже были, и они выступали почти на равных с остальными. Так что заморачиваться выбором специальных шин для Pajero стоит лишь тем, кто намерен использовать машину в полную внедорожную силу.

Новый ключ выглядит намного современнее и в сложенном состоянии довольно компактен. Удивительно, что к такому решению японцы пришли только сейчас.

В ходе поездки из Астрахани в Волгоград мы также опробовали в противовес самой популярной в России бензиновой версии Pajero 3.0 и наддувную дизельную 3.2 мощностью 200 сил. Так вот, несмотря на дополнительные 22 «лошади», машина с турбодизелем не показалась столь же гармоничной и способной, как менее мощная бензиновая. Ураганного прироста в динамике, несмотря на внушительный крутящий момент в 441 Нм, доступный уже при 2000 об/мин, не очень-то и ощущается. Зато с таким мотором в салоне Pajero заметно шумнее, да и вибрации на педалях не проигнорируешь. Сказывается всё же лучшая сбалансированность V-образной бензиновой «шестёрки» против рядной дизельной «четвёрки».

Ощутимо проигрывает трёхлитровый Pajero разве что в расходе топлива. Преодолевая песчаную колею бензиновый внедорожник потреблял порядка 20,3 л/100 км, тогда как дизель выпивал не более 13,5 л/100 км. На трассе машина на тяжёлом топливе расходовала менее 9 л/100 км против 12,3 л/100 км у бензинового собрата. Причём на машине с V6 ещё и приходилось ехать не спеша. В общем, по совокупности бензиновый V6 понравился больше, а его способности позволяют многое как в городе, так и за его пределами. Возможностей «шестёрки» в большинстве случаев хватит за глаза. Остаётся лишь примириться с живущей в кошельке жабой или приучить себя не торопиться. Судя по тому, что 80% всех продаваемых в России Pajero приходится именно на версию 3.0, сделать над собой такое усилие не так уж и сложно.

Над обновлённым дизайном передка внедорожника японцы не долго ломали голову. Более 30 лет существования Pajero его фары напоминают взгляд Пампасной кошки (Leopardus pajeros).

Несмотря на то, что второй рестайлинг Mitsubishi Pajero мог бы быть и посодержательнее, мы всё же засчитаем его японцам. Ведь внедорожник стал чуточку лучше и при этом подорожал совсем незначительно. А это должно помочь ему продержаться до конца 2016 – начала 2017 года, когда мир увидит долгожданное пятое поколение модели с бензиновыми, дизельными и гибридными силовыми установками. Хотя, конечно Pajero IV хорош и без всей этой рестайлинговой мишуры. Стабильно высокий спрос на него в сегменте больших внедорожников тому подтверждение: по итогам восьми месяцев 2014 года «японец» оказался пятым по популярности, уступив лишь Toyota Land Cruiser Prado и Highlander, более простому и дешёвому Pajero Sport, да куда более современному и технологичному VW Touareg. Причём, если по новизне и технологичности некоторые машины из этого списка и превосходят Pajero, то по соотношению прайс-листа и возможностей полноприводной трансмиссии, с ним мало кто посоперничает.

Mitsubishi Pajero покупали и будут покупать уверенные в себе, успешные мужчины в возрасте от 30 до 50 лет. И проверенный временем автомобиль их не разочарует ощущениями качества и надёжности добротной вещи, сделанной с хорошим запасом прочности. Жаль, что далеко не каждый владелец Pajero в полной мере испытает его и ощутит все способности внедорожника, которые проявляются лишь там, где заканчиваются дороги. Хотя приятно уже то, что эта возможность всегда будет присутствовать. Останется лишь дождаться подходящего случая, включить правильный режим полноприводной трансмиссии и свернуть с дороги.

Технические характеристики Mitsubishi Pajero IV 2015 MY

3.0 AT

3.2 AT

Тип двигателя

Бензиновый (6G72)

Турбодизель (4M41)

Рабочий объём, см³

2972

3200

Число цилиндров

6, V-образно

4, в ряд

Число клапанов

24

16

Макс. мощность, л.с./об/мин

178/5250

200/3800

Макс. момент, Нм/об/мин

261/4000

441/2000

Трансмиссия

Автоматическая, пятиступенчатая

Тип привода

Подключаемый полный

Передняя подвеска

Независимая, пружинная, двухрычажная

Задняя подвеска

Независимая, пружинная, многорычажная

Тормоза

Дисковые вентилируемые

Габариты (ДхШхВ), мм

4900 × 1875 × 1870

Колёсная база, мм

2780

Дорожный просвет, мм

235

225

Снаряженная масса, кг

2110

2314

Максимальная скорость, км/ч

175

185

Разгон до 100 км/ч, с

13,6

11,1

Расход топлива (трасса), л/100 км

10

8

Расход топлива (город), л/100 км

15,9

11,4

Расход топлива (комб.), л/100 км

12,2

9,3

Объём багажника, л

600 - 1789

Объём топливного бака, л

88

Размер шин

265/65 R17