Русский шансон: Lada Granta Liftback
Денис Халфин
166 947 автомобилей за прошлый год — абсолютное лидерство в продажах, которое растёт с каждым годом. Lada Granta — явление массовое, общенародное, как русский шансон. И с появлением версии Liftback станет только популярнее, несмотря ни на что.

166 947 автомобилей за прошлый год — абсолютное лидерство в продажах, которое растёт с каждым годом. Lada Granta — явление массовое, общенародное, как русский шансон. Когда по сути это даже никакой не шансон вовсе, но ничего страшного, зато наш, понятный, русский и, главное, дешёвый. Вглядываясь в это явление, возникает отчаянное желание по всем правилам жанра прохрипеть:

А я ушаночку поглубже натяну

И в своё прошлое с тоскою загляну,

Слезу смахну,

Тайком тихонечко вздохну…

В целом преображение из седана в лифтбек с эстетической точки зрения «Гранте» пошло на пользу.

У многих из тех парней, кому сейчас за сорок, в те времена был свой любимый шансон, и у большей части начинался он одинаково: словами «её звали Лада». Всё самое первое запоминается на всю жизнь — первая любовь, первый поцелуй, первая ночь. Тем, кто помоложе, её вожделенный образ грезился в сладких сновидениях. Женатые сравнивали её с любовницей или второй женой. За это их нещадно пилили вторые половины, а те опять шли на свидание в гараж. Её звали Лада... То были времена, когда не было однозначного ответа, что лучше: подержанная иномарка или новая наша, а слово «Жигули» обозначало две сугубо мужские радости: авто и пиво.

Как заявили представители ВАЗа, жёсткость кузова на кручение в лифтбеке стала почти в два раза выше, чем у хэтчбеков Lada Samara, и на 10% выше, чем у хэтчбека Lada Kalina первого поколения.

На прошлой неделе автозавод ООО «ОАГ» в удмуртской столице — городе Ижевске — встречал гостей в связи с началом производства лифтбека Lada Granta. По лицам простых заводских рабочих, собравшихся на торжественную церемонию, нетрудно было понять: для них это настоящий праздник. На премьеру отечественного автомобиля пожаловали временно исполняющий обязанности Главы Удмуртской республики Александр Соловьёв и президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. У обоих лица были неподдельно уставшие, но при этом они старались выглядеть празднично, как положено по статусу мероприятия.

Лифтбек внешне хорош, но массивную и тяжёлую дверь багажника, если вы не Фёдор Емельяненко, придётся закрывать в два присеста.

«Мы проделали большую работу по подготовке новой версии Lada Granta, провели глубокую модернизацию наших производств, чтобы на них могли выпускаться модели, соответствующие мировым стандартам качества, — признался Бу, — за это огромное спасибо всем сотрудникам нашей компании. В первую очередь, коллективу Ижевского автозавода». В кульминации торжества, которое проходило прямо на заводской площадке, разразились фанфары и засверкали сотни фотовспышек: прямо с рабочего конвейера на подиум выехала Lada Granta Liftback. Люди зааплодировали.

В результате модернизации лифтбек получился на 20 кг тяжелее, чем седан.

Конечно же, при встрече со своей бывшей, не стоит быть с ней до конца откровенным. Особенно по поводу её внешности. Кого-то года украшают, и она расцветает, а кто-то, как бы ни пытался выглядеть лучше, результат имеет всегда спорный. Что бы там ни говорила народная мудрость, а всё-таки по одёжке у нас встречают не всегда. Иначе Lada Granta не стала бы нашим народным автомобилем.

Автомобиль комплектуется всё теми же трёмя моторами одинаковым объёмом 1,6 литра, но различными по мощности — 87, 98 и 106 л.с.

Однако довольно с лирикой, приступим к деталям по существу. Lada Granta Liftback оказалась короче седана на 14 мм. Кроме коррекции филейной части лифтбек обзавелся новыми бамперами, зеркалами другого дизайна, которые в топ-версиях будут снабжаться светодиодными «поворотниками». «Прикид» получился посимпатичней, чем у седана, но всё равно кажется, что дизайнеры глухо застряли в середине девяностых.

Мультимедийная система радует быстродействием, но дизайн интерфейса изысканностью не отличается.

Интерьер украшает видоизменённая более массивная рукоятка механической коробки передач, серебристая окантовка воздуховодов на панели приборов (начиная с комплектации «Норма») и новый крой обивки сидений с дополнительной декоративной строчкой. Бортовой компьютер фигурирует только в комплектациях «Норма» и «Люкс». Индикаторы температуры антифриза до сих пор отсутствуют, хотя обещали доукомплектовать к июню.

Откровенным неудобством оборачивается тот факт, что багажник в лифтбеке открывается только с ключа или с кнопки в салоне (в топовых версиях), на самой двери её нет.

Передние кресла словенского производства поначалу расстраивают коротковатой подушкой, но это не мешает водителю с внушительной комплекцией удобно расположиться за рулём: места предостаточно. Правда для полного комфорта всё-таки не хватает регулировки руля по вылету. Не всё просто здесь и с обзорностью, особенно сзади. При парковке задним ходом можно положиться только на парктроник, который пока доступен исключительно на машинах в комплектации «Люкс».

Работа и автоматической, и механической коробок передач стала приятным сюрпризом!

Задний диван не совсем гостеприимен: наклон спинки едва ли не вертикальный, да и пространства для ног откровенно маловато. Зато второй ряд сидений складывается в комбинации 60:40 в абсолютно ровный пол. Сиденья легко трансформируются и демонтируются, так что сделать из него грузовичок труда не составит. Зачёт. Объём багажника до уровня полки составляет 440 литров, при сложенных задних сиденьях — 760 литров до уровня подоконной линии. Кроме того, закрыть массивную и тяжёлую дверь, не коснувшись внешней панели невозможно, а в зимний сезон корма всегда грязная, так что руки будут испачканы в любом случае.

В 2014 году на Ижевском заводе планируется выпуск около 47 000 лифтбеков. В Тольятти ставить их на конвейер пока не собираются.

На мероприятии в Ижевском автозаводе представителями ВАЗа чаще всего велись разговоры о модернизации новой улучшенной подвески, которую примерила на себя только люксовая версия лифтбека. В базовой комплектации по-прежнему устанавливается подвеска от Kalina. На средней версии «Норма» ходовая общая с седаном Granta. В «Люксе» Granta Liftback может похвалиться более жёсткими пружинами, и продольными рычагами передней подвески, и откалиброванными амортизаторами, и утолщёнными стабилизаторами поперечной устойчивости. «Вазовцы» признались, что все эти работы велись совместно с концерном Renault-Nissan.

Аэродинамика задней части такова, что без дворника не обойтись.

Правда, стремление сделать подвеску более европейской потерпело фиаско. На деле она стала ещё более жёсткой, так что о комфорте на провинциальном асфальте можно только мечтать. Чем выше скорость, тем больше проблем: на волнообразном профиле машину бросает из стороны в стороны — раскачка, как на аттракционе, повороты сопровождаются ощутимыми кренами, ватный руль живёт своей отдельной жизнью. Управляемость и работа подвески откровенно оставляет желать лучшего, и это при том, что речь идет о версии с «автоматом», цена которой стартует с отметки в 477 500 рублей.

Подвеске Granta далеко до энергоёмкости того же Logan.

С другой стороны, неожиданно порадовала вполне адекватная динамика 98-сильного мотора и работа четырёхступенчатой автоматической коробки передач японского производителя Jatco, которая совсем не досаждала задумчивостью и толчками — пять с плюсом. Неплохо показала себя и модернизированная пятиступенчатая «механика» — переключается легко и внятно. Во время испытаний дневной расход топлива на автомобиле со 106-сильным мотором на «ручке» оказался в районе 10 литров на сотню. Версия с «автоматом» выдала 11,5 л на 100 км.

В движении автомобиль если и не кричит истошно, то ругается громко и бесцеремонно, причём даже на средних скоростях.

Отдельный разговор о шумоизоляции, которая представлена в трёх вариантах: на люксовых комплектациях установлен полный пакет, на остальные — частичный. В «топе» не поскупились на более эффективный материал в основании пола и в багажном отделении. В остальных комплектациях ни салон, ни багажник от шума не защищены, зато во всех вариантах звукоизолирован моторный отсек. Подкрылками комплектуются только передние колёсные арки, сзади они отсутствуют, как отсутствует и штатная защита картера. Всё это могут предложить дилеры за отдельную плату. В результате со звуковым комфортом в топовом лифтбеке тоже оказалось не всё так просто.

О вкусах не спорят, но согласитесь: настроение девяностых ВАЗовских дизайнеров не отпускает.

Автомобиль может похвалиться неплохим клиренсом: на авто с механической коробкой передач — 160 мм. Без загрузки дорожный просвет ещё больше. Кстати, от идеи установки на «Гранты» полного привода на ВАЗе пока ещё не отказались. В 2014 году на Ижевском заводе планируется выпуск около 47 000 лифтбеков. В Тольятти ставить их на конвейер пока не собираются. По замыслу вазовцев, эта модель в новом кузове заменит на рынке хэтчбеки Lada Samara, которые перестали сходить с конвейера в прошлом году.

Клиренс в 160 мм — это уровень многих среднеразмерных кроссоверов.

В минимальной комплектации «Стандарт» за 314 000 рублей отсутствует усилитель руля, не говоря уже о кондиционере. Зато есть подушка безопасности для водителя, центральный замок, иммобилайзер, аудиосистема и крепления детских сидений Isofix. В списке оснащения версии «Норма» за 346 000 рублей фигурирует АБС с системой усиления торможения BAS, подголовники заднего дивана, бортовой компьютер и воздушный фильтр в салоне. «Штурвал» уже оснащается электроусилителем и регулировкой по высоте, а вот электростеклоподъёмники есть только спереди. «Люксовая» версия с «автоматом» стоит минимум 477 500 рублей (419 500 рублей за машину с «механикой»). Здесь есть и кондиционер, и обогрев передних сидений и зеркал с электроприводом и встроенными поворотниками, и система стабилизации ESC, и датчики света и дождя, а также задний парктроник, пассажирская подушка безопасности, преднатяжители передних ремней с регулировкой по высоте, противотуманки, сигнализация и литые 15-дюймовые диски.

Для сравнения: в «Калине» в кузове универсал багажный отсек имеет объём 361 литр. В Granta — на 80 литров больше.

Один из главных конкурентов «Гранты» Renault Logan в базовой версии дороже отечественного лифтбека на 47 000 рублей. При этом француз проигрывает Ладе тем, что до сих пор в его арсенале отсутствует «автомат». Зато «автомат» имеется у Renault Sandero Stepway, но это обойдётся уже в 566 000 рублей. С «механикой» Sandero доступен уже за 380 000 рублей, а машина с кондиционером — минимум 447 000 рублей. Такие конкуренты, как Daewoo Nexia и ZAZ Chance обойдутся дешевле: 282 000 и 249 000 рублей соответственно.

В который раз Волжский автозавод передает своему потребителю привет из прошлого. Можно было многое простить новому отечественному лифтбеку, если бы на рынке не фигурировали такие «бюджетники», как Renault Logan или Renault Sandero — проверенные примеры качества, надёжности и высоких эксплуатационных характеристик. Но у нас по-прежнему предпочитают шансон.

Технические характеристики Lada Granta Liftback MT (8 клапанов) Lada Granta Liftback MT (16 клапанов) Lada Granta Liftback AT (16 клапанов)
Тип двигателя Бензиновый Бензиновый Бензиновый
Рабочий объём, см³ 1596 1596 1596
Число цилиндров 4 4 4
Число клапанов 2 4 4
Макс. мощность, л.с./об/мин 87/5100 106/5800 98/5600
Макс. момент, Нм/об/мин 140/3800 145/4000 145/4000
Трансмиссия Механическая, пятиступенчатая Механическая, пятиступенчатая Автоматическая, четырёхступенчатая
Тип привода Передний Передний Передний
Передняя подвеска Независимая, пружинная, McPherson Независимая, пружинная, McPherson Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная, скручивающаяся балка Полузависимая, пружинная, скручивающаяся балка Полузависимая, пружинная, скручивающаяся балка
Тормоза Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4247×1700×1500 4247×1700×1500 4247×1700×1500
Колёсная база, мм 2476 2476 2476
Дорожный просвет, мм 160 160 160
Снаряженна масса, кг н.д. н.д. н.д.
Максимальная скорость, км/ч 166 177 167
Разгон до 100 км/ч, с 12,5 11,0 13,7
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,0 6,7 7,6
Объём багажника, л 440–760 440–760 440–760
Объём топливного бака, л 50 50 50
Размер шин 175/65 R14 185/55 R15 185/55 R15
Цена, руб. от 314 000 от 367 600 от 477 500
Несмотря на все минусы, Granta и в новом кузове останется бестселлером. Такова загадочная русская душа.