Выбираем X-Trail T30 с пробегом
Текст: Сергей Удачин, Фото: Nissan
На что обращать внимание при выборе кроссовера Nissan X-Trail первого поколения на вторичном рынке, и чего ждать от такой машины в возрасте от 11 до 17 лет.

Nissan X-Trail первого поколения, адресованный клиентам «до сорока», ведущим активный образ жизни, пришёлся по вкусу россиянам всех возрастов. Брутальная внешность в духе «Патрола», просторный салон и трансмиссия с блокировкой муфты привода задних колёс сделали этот автомобиль способнее и привлекательнее его ближайших соперников Toyota RAV4 и Honda CR-V. В результате «первый» X-Trail стал одним из бестселлеров сегмента. Интерес к нему есть и по сей день. Но в основном благодаря невысокой цене и вере в настоящее японское качество. К чему же готовиться при покупке такого «Ниссана»?

Предыстория

Дебютировавший на мотор-шоу в Париже в 2000 году в статусе концепт-кара «первый» X-Trail оказался довольно интересным и перспективным преемником успешного, в том числе и в России, проходимца Nissan Terrano II. Вскоре после премьеры новинка, построенная на легковой платформе FF-S, пошла в серию под индексом T30. А уже в сентябре 2001 года она поступила в продажу в нашей стране. Поначалу кроссовер предлагался с бензиновым мотором 2.0 и дизелем 2.2 на выбор с механикой или автоматом. А ещё с передним приводом или полноприводной трансмиссией All Mode 4х4.

Последняя располагала переднеприводным и автоматическим режимами, а также полноприводным с возможностью принудительно блокировать муфту привода задних колёс. В 2003 году модель обновили. При этом у неё появилась более мощная бензиновая «четвёрка» 2.5. В экстерьере изменениям подверглись бамперы, а в салоне поменялся дизайн руля, центральной консоли и характерного для этой модели приборного щитка посередине передней панели. Продажи «первого» Nissan X-Trail были свёрнуты в России к середине 2007 года, когда на наш рынок вышло второе поколение модели под индексом Т31.

«Вторичка»

При том, что у нас можно встретить даже такие редкие версии «первого» X-Trail, как сугубо японская «праворульная» GT с первым «ниссановским» 280-сильным турбомотором 2.0 с системой управления величиной подъёма клапанов VVL (1%), абсолютное большинство машин оснащено 140-сильным бензиновым 2.0 (62%). Старших версий со 165-сильным 2.5 в продаже почти вдвое меньше (24%), а дизелей 2.2 – вчетверо (13%). Кроссоверов с автоматом (56%) лишь немногим больше, чем с механикой (44%). «Японцы» с правым рулём попадаются не так часто (16%) и это преимущественно машины дореформенные.

О кузове

На металле любого автомобиля в возрасте старше 10 лет коррозия просто не может не появиться в той или иной степени. Особенно у машин без оцинковки, как «первый» X-Trail. Тем не менее многие такие «Ниссаны» выглядят довольно бодро и крепко, не подавая признаков поражения «рыжей чумой». Если вспучивания краски и следов ржавчины нет на колёсных арках, порогах, капоте и рамке лобового стекла, стоит поискать её глубже. У такого «Икстрейла» нужно оценить состояние пола в салоне, его продольного усилителя и ниши запаски. А ещё стоит взглянуть на задние чашки в багажнике - могут проржаветь насквозь.

Нередко у «Икстрейла» первого поколения корродируют идущие от заливной горловины топливные трубки. Если ситуация с этой зоной кузова «запущена» прежним владельцем, то за лючком бензобака можно и вовсе наткнуться на сквозные дыры в металле. Ржавчина также частенько поражает элементы подвески и передний подрамник. Добавьте к этому мутнеющие от времени фары по 42 000 рублей и охотно подставляющееся летящим из-под колёс других машин камням ветровое стекло от 2200 рублей за «неоригинал». А ещё заедающие или вовсе отказывающие с возрастом замки дверей по 5600 рублей и багажника за 3400 рублей.

О двигателях

«Икстрейл» первого поколения оснащался на выбор несколькими бензиновыми моторами. Официально к нам поставлялись машины с атмосферными «четвёрками» с приводом ГРМ цепью: 140-сильной 2.0 (QR20DE) и 165-сильной 2.5 (QR25DE). На японском рынке ещё существовала турбированная 280-сильная версия 2.0 (SR20VET). Кроме того, в России продавались кроссоверы с турбодизелем 2.2 (YD22DDTi) мощностью от 114 до 136 сил. Атмосферники весьма неплохи и, если за ними ухаживать согласно регламенту производителя, могут проходить до капиталки не менее 350 000 км.

Однако возрастными болезнями они начинают страдать уже после 150 000 км. Это и склонность к перегревам, и разгерметизация системы охлаждения, и протечки топливопровода под капотом, и «устающие» подушки двигателя от 1300 до 4200 рублей, и капризные катушки зажигания по 2900 рублей. От топлива плохого качества чаще просятся на выход свечи по 500 рублей, а порой и форсунки по 8700 рублей. На машинах с пробегом за 100 000 км через каждые 50 000 км следует регулировать клапаны, а к 180 000 км стоит заменить цепь ГРМ от 1800 рублей со звёздочкой за 2400 рублей.

«Масложор» из-за износа поршневой и залегания колец появляется у более ресурсного мотора 2.0 чаще всего к 250 000 км, а у 2.5 – к 200 000 км. Также внимания у атмосферных версий требует катализатор, стоящий в сборе с коллектором 59 000 рублей. Керамический на дореформенных машинах мало того, что служит не больше 100 000 км, так ещё и засасываемой от него в цилиндры пылью и крошкой способен ускорить износ цилиндров. На обновлённых «Икстрейлах» проблему решили установкой металлического катализатора. О бензиновой наддувной «четвёрке» с турбиной Garrett следует знать, что это довольно неплохой в плане надёжности агрегат. Но по меркам двигателей с высокой отдачей.

Бензиновый турбомотор не так склонен к «масложору» и утечкам в системе охлаждения. Но из-за высоких нагрузок долго не живёт. Дизели «Икстрела» неплохи по части механики, но привередливы к качеству топлива. Их капризы могут не ограничиться сбоями топливной аппаратуры, загрязняющимися форсунками или проблемами с системой EGR. Во избежание серьёзных поломок следует заправляться только на проверенных АЗС, а ещё периодически снимать и промывать топливный бак от осадков и грязи. Вот только стоит ли экономичность всех этих хлопот? Малочисленность дизельных X-Trail в продаже говорит – нет.

О трансмиссии

Механическая коробка передач, которая ставилась на «первый» X-Trail с годами теряет чёткость включения и разбалтывается из-за износа тросов, а также шарового соединения рычага. Через пару сотен тысяч километров пробега начинают сдавать синхронизаторы по 2000 рублей, затрудняя выбор требуемой передач. Если прежние владельцы машины не забывали менять в МКП масло, то этим, а также заменой сцепления за 11 000 рублей и возможно двухмассового маховика за 41 600 рублей, все заботы ограничатся. Впрочем, и 4-диапазонный автомат Jatco RE4F04B на «Икстрейле» тоже не из капризных.

Небольшое число ступеней эта АКП компенсировала высокой надёжностью. Если прежние владельцы «Икстрейла» не гоняли на нём со светофоров, не увлекались оффроудом и регулярно меняли масло, то до капитальной переборки с заменой недешёвых компонентов она может отходить порядка 250 000 км. Во время пробной поездки на машине убедитесь, что автомат не «пинается» и не пробуксовывает, а также не издаёт посторонних шумов и хрустов. Наибольшая часть кроссоверов первого поколения оснащена довольно простой полноприводной трансмиссией с электронной муфтой за 52 300 рублей в приводе задней оси.

Этот узел требует очистки и промывки одновременно с заменой масла в автомате во избежание поломки и коррозии подшипников. Ближе к 200 000 км скорее всего потребуется замена промежуточной опоры карданного вала за 9000 рублей. А если машина часто покидала асфальт, то готовьтесь менять и крестовины от 400 рублей. К раздаточной коробке претензий не будет, если в ней меняли смазку. Сложности могут возникнуть разве что на редких праворульных версиях GT с 280-сильным мотором, нагрузки от которого выше, чем у продававшихся у нас официально менее мощных модификаций.

Остальное

Подвеска, как и тормозная система у «первого» X-Trail, довольно простая и живучая. На кроссоверах, не съезжавших с дорог дальше дачной грунтовки, ремонта они требуют только ввиду износа элементов или коррозии рычагов. Наиболее дорогим вложением в ходовую станет покупка раз в 100 000 км алюминиевых передних рычагов в сборе от 7700 рублей с износившимися запрессованными в них шаровыми и сайлентблоками. Если машину не жалели и перегружали, то могут потребоваться и новые задние рычаги по 2400 рублей. Опорные подшипники стоек по 1000 рублей и амортизаторы от 1400 рублей редко ходят больше 100 000 км.

Ступичные подшипники по 1700 рублей со стандартными колёсами и шинами выхаживают до 200 000 км, а с альтернативыми более привлекательными дисками от других моделей способны сократить их ресурс вдвое. Подтекающую или постукивающую рулевую обычно можно привести в чувства переборкой, или просто подтянув рейку. Тормозные диски «Инстрейла» за 5300 рублей выхаживают до 70 000 км, а колодки за 3800 рублей вдвое меньше. На автомобиле с большим пробегом, помимо их обновления, скорее всего придётся перебрать тормозные суппорты с частичной заменой подверженных коррозии элементов.

По электрике у «Икстрейла» первого поколения проблемы чаще всего могут быть связаны с мелкими поломками проводки, замков и датчиков. Работа климатической установки даже на машинах в возрасте и с приличным пробегом редко досаждает серьёзными сбоями. И в них, как правило, повинны вышедшие из строя элементы управляющей электроники, коррозия трубок, по которым курсирует хладагент, а также загрязняющиеся радиаторы охлаждения системы. Каких-либо других хлопот этот кроссовер не доставляет.

Почём?

«Первый» X-Trail - машина уже в приличном возрасте. Поэтому разброс цен на это поколение хоть и велик, но стоимость на обоих концах «вилки», по сравнению с большинством конкурентов, не такая уж большая. Самые ранние экземпляры 2001 года выпуска с пробегом 300 000 - 400 000 км, среди которых встречаются и праворульные, оцениваются минимум в 250 000 рублей. А вот за наисвежайшие паркетники 2007 года, проехавшие за 11 лет менее 100 000 км, их владельцы просят до 700 000 рублей. Привлекающие многих своей экономичностью дизельные версии X-Trail встречаются по цене от 300 000 до 600 000 рублей.

Наш выбор

«Первый» X-Trail заслужил многочисленные симпатии российских водителей за простоту, честность, невысокую стоимость содержания и ремонтов. С возрастом он продолжает верой и правдой служить своим владельцам в обмен на заботу и регулярное обслуживание. Самая большая опасность при покупке такой машины с пробегом – гнилой кузов и сильно изношенный двигатель. Поэтому присматриваться лучше к рестайлинговым кроссоверам с распространённым бензиновым мотором 2.0, надёжным автоматом и пробегом не намного большим 150 000 км. Найти такие в приличном состоянии можно примерно за 500 000 рублей.