Выбираем подержанную Skoda Octavia III
Текст: Сергей Удачин, Фото: Skoda
На что следует обратить внимание при выборе на вторичном рынке бестселлера сегмента С+, или советы покупателям Skoda Octavia III с пробегом. 

Автомобили Skoda, будучи более привлекательной альтернативой родственным «Фольксвагенам», довольно популярны в России. На протяжении многих лет абсолютным бестселлером в линейке чешского бренда была Octavia. Но после выхода более доступного и компактного «Рапида» в 2014 году модель «гольф-класса» уступила ему лидерство. При этом она стала самой продаваемой в своём сегменте. Этому, в том числе, поспособствовала смена поколений, случившаяся у «Октавии» в конце 2012-го.

А ещё запуск её российского производства в 2013-м в Нижнем Новгороде. Благодаря высокому спросу на «Октавии» у таксопарков и прочих корпоративных клиентов спустя шесть лет продаж новых машин в нашей стране вторичный рынок изобилует предложениями по этой модели. Да и случившийся в 2017 году рестайлинг с появлением спорной «четырёхглазой» головной оптикой «а-ля Mercedes E-Class» сделал дореформенные пятидверки ещё более привлекательной покупкой.

Предыстория

Octavia третьего поколения под заводским индексом 5Е также известная, как А7, дебютировала у себя на родине в Чехии в декабре 2012 года. А в продажу, в том числе и в России, поступила в 2013-м. Новый автомобиль заметно укрупнился, но стал легче по сравнению с предшественником. Он построен на модульной «фольксвагеновской» платформе MQB. Она же лежит в основе многих моделей немецкого автоконцерна: «третьих» A3 и ТТ, Golf7, TiguanII, Teramont, Leon, Superb и Kodiaq. Как и два прошлых поколения «Октавии», новое предложили клиентам с двумя типами кузова: лифтбек и универсал.

С обоими модель также выпускалась в «заряженной» RS-версии, а с последним ещё и как псевдокроссовер Scout с полным приводом и защитным пластиковым обвесом. Кстати, все «Скауты» вместе с обычными универсалами Octavia, а также полноприводными лифтбеками импортируются к нам из Чехии. В Нижнем Новгороде модель производится только с кузовом лифтбек и передним приводом. Изначально Octavia III была доступна только с несколькими бензиновыми «турбочетвёрками» и одним турбодизелем в сочетании с МКП или с DSG.В 2017 году модель обновили.

Из моторной линейки исчез дизель, а младший бензиновый наддувный агрегат 1.2 заменили российским атмосферником 1.6, как у седана Polo. С этим двигателем у модели появился классический 6-ступенчатый автомат. Среди прочих изменений: расширенная на 2-3 см задняя колея и увеличившийся список оснащения. Однако куда более заметным и обсуждаемым новшеством стала «четырёхглазая» головная оптика с резделёнными блок-фарами. Далеко не все поняли и оценили оригинальность этого стилистического решения от Йозефа Кабаня, теперь уже бывшего главного дизайнера «Шкоды», перешедшего в BMW.

«Вторичка»

«Третья» Octavia на вторичном рынке в основном представлена лифтбеками (95%). Подержанные универсалы (Combi) на их фоне – редкость, как животные из «Красной книги» (5%). В большинстве объявлений фигурируют машины с передним приводом (91%). Полноприводных чешской сборки немногим больше, чем универсалов (9%). Нишевых RS-версий, как и приподнятых «Скаутов», с пробегом почти не найти (в сумме менее 3%). Треть выставленных на продажу «Октавий» А7 с пробегом оснащены турбомотором 1.4TSI(35%).

Машин с более мощной наддувной «четвёркой» 1.8 TSI (24%), как и с атмосферником 1.6 MPI (21%), примерно поровну. Двигатель 1.2 TSI (17%), доступный на дореформенных авто, попадается чуть реже. А вот самый мощный 2.0 TSI (1.4%) на «Эр Эсках», как и дизель 2.0 TDI (1.6%), почти не представлены на «вторичке». Большинство «Октавий» с пробегом предлагаются с 6- и 7-ступенчатыми DSG (59%). Вторая по популярности трансмиссия – МКП (28%). Автомат на «Октавиях» встречается вдвое реже механики (13%).

О кузове

Возраст «Октавий» этого поколения ещё слишком мал, чтобы их владельцам приходилось озадачиваться борьбой с коррозией кузова. Ведь самым первым экземплярам, выпущенным в 2013 году, только исполнилось по 5 лет. Да и металл Octavia A7 оцинкован, как у предшественницы. Поэтому следы «рыжей чумы» на автомобиле стоит расценивать не иначе как первый признак аварийного прошлого и некачественного ремонта автомобиля. Впрочем, даже не попадавшая в ДТП машина может выглядеть непрезентабельно из-за слишком «нежного» лакокрасочного покрытия, которое часто ругают владельцы этой модели.

«Мягкая» краска «Октавии» легко царапается, и от попадания даже мельчайших камушков на ней остаются заметные сколы. Машины европейской сборки не панацея – у них может облезать лак на капоте, крыльях и крыше. Нередко из-за пескоструя ЛКП отлетает кусками на колёсных арках, а в проёмах протирается дверными уплотнителями. Пороги, как и днище, обязательны к тщательному осмотру. Первые легко замять и ободрать из-за небольшого клиренса, который в разных модификациях этой «Шкоды» варьируется от 153 до 171 мм. А второй может получить повреждения даже в ходе поездок по грунтовке на дачу.

С пристрастием следует осмотреть и лобовое стекло, к которому у владельцев машин третьего поколения тоже есть претензии. Оно плохо противостоит летящим из-под колёс камням, покрываясь маленькими «оспинками». Некоторые из них внезапно становятся трещинами и из-за перепадов температур расползаются по поверхности, ухудшая обзор. А ведь новое стоит минимум 10 000 рублей. За стекло с обогревом придётся выложить уже 17 500 рублей. Также сколы остаются и на головной оптике по 9300 рублей за блок-фару на дореформенных машинах и по 13 000 рублей – за двойную на обновлённых.

О двигателях

До рестайлинга Octavia А7 предлагалась с рядными «турбочетвёрками»: 1.2 TSI (CJZA), 1.4 TSI (CHPA), 1.8 TSI (CJSA), 2.0TSI (CHHB) и 2.0 TDI (CRVC, CKFC). После обновления из линейки исчез доступный лишь в дорогих комплектациях и потому непопулярный у нас дизель, 1.2 TSI был заменён на атмосферник 1.6 MPI (CWVA), а моторы 1.4 TSI и 2.0 TSI стали на 10 сил мощнее. Приводом ГРМ с надёжной цепью за 5500 рублей могут похвастать только машины с 1.8 TSI и 2.0TSI. Впрочем, и у младших 1.2 TSI, 1.4 TSI и 1.6 MPI срок службы ремня ГРМ за 4500 рублей за счёт кевларового основания увеличенный - 120 000 км.

К числу моторов-долгожителей Octavia A7 стоит отнести редко встречающийся «фольксвагеновский» турбодизель. Он способен пройти до капремонта не меньше 500 000 км, а то и все 650 000 км. Но экономии от такого двигателя ждать не стоит. Ведь качественное дизтопливо, без которого жизнь мотора будет не такой уж беспроблемной, по цене сравнимо с бензином. Регулярные ТО со сменой масла ему положены вдвое чаще, чем «турбочетвёркам» TSI – через 7500 км. А при том, что дизельные машины ещё и стоят дороже бензиновых, реальной выгоды от него при небольших пробегах попросту нет.

Хорошо проявили себя под капотом «Октавии» III турбомоторы 1.4 TSIи 1.8TSI. Первый - из новой серии ЕА211. Он стал совершеннее и надёжнее предшественника. Если менять масло каждые 15 000 км, то до 100 000 км он вряд ли побеспокоит чем-либо серьёзным, кроме загрязняющегося и закисающего регулятора давления наддува за 15 500 рублей. Из-за него дилеры обычно меняют весь турбокомпрессор за 96 800 рублей. Мотор 1.8 TSI из серии ЕА888 третьего поколения в ходе модернизации ещё в 2014 году практически победил «масложор». Его слабые места – растягивающаяся к 120 000 км цепь ГРМ и засоряющиеся клапана фазовращателя, из-за которых прогретая «турбочетвёрка» тарахтит, как дизель.

Octavia А7 с 1.6 MPI - не лучший выбор. Атмосферник слабоват для такой машины и устроит только очень спокойного водителя. Плюс высок риск купить с ним бывшее такси. Ну и не так уж он безупречен. К 50 000 км может озадачить залеганием поршневых колец, на что укажет повышенный расход масла. А ещё другими проблемами, известными владельцам седанов Polo и «Рапидов». «Масложором» по тем же причинам страдает и моторчик 1.2 TSI, ресурс которого – порядка 250 000 км. От редкого 2.0 TSI на «Эр Эсках» можно ожидать того же, что и от родственного, по сути, 1.8 TSI, только чаще по причине более высоких нагрузок.

О КПП

Несмотря на многократную модернизацию 7-ступенчатой DSG DQ200 с «сухими» сцеплениями, такой «робот», как и его более живучий «мокрый» 6-ступенчатый «брат» DQ250 на полноприводных и дизельных «Октавиях», - по-прежнему самые нежелательные варианты для «Шкоды» с пробегом. С одной стороны срок службы мехатроника за 92 300 рублей, а также сцеплений за 38 900 рублей, у этих коробок увеличился вдвое-втрое – до 100 000 - 140 000 км. А с другой – залитое на весь срок службы КПП масло вкупе с перегревами коробки по-прежнему могут преподнести дорогостоящий неприятный сюрприз владельцу машины уже на 50 000 км.

К 6-диапазонному автомату Aisin у Octavia A7, как и у машины прошлого поколения, претензий не так много. Наибольшее их число связано с перегревом АКП у любителей уезжать со светофора первыми, а также переоценивших возможности атмосферника 1.6 и пытающихся добиться от него несвойственной такому мотору прыти. Загрязнение масла продуктами износа коробки передач могут потребовать ремонта или замены гидроблока за 103 000 рублей. Симптомы неисправной АКП такие же, как у всех автоматов – рывки, пинки и задумчивость при переключениях.

На фоне автоматизированных коробок передач 5- и 6-ступенчатые МКП у «третьей» Octavia выглядят куда надёжнее. Сцепление механики за 15 200 рублей запросто выхаживает до 150 000 км. Из типичных неисправностей МКП наиболее известны: износ шестерни пятой передачи за 8700 рублей, неисправность механизма переключения за 13 500 рублей, затрудняющего или не дающего включить нужную ступень, а также износ подшипников валов от 900 рублей. О необходимости замены последних владелец узнает по характерному шуму и гулу во время работы трансмиссии.

Остальное

Подвеска «Октавии» этого поколения до пробега 150 000 км не доставит больших хлопот. Спереди здесь стойки McPherson, а сзади многорычажка у машин с мотором 1.8 или более долговечная полузависимая Н-образная балка у всех остальных версий. Стуки в задней подвеске, возникающие к 70 000 км, могут обернуться заменой амортизаторов от 5000 рублей. Спереди в первую очередь изнашиваются стойки стабилизатора по 1500 рублей и втулки. А ещё опорные подшипники по 900 рублей. Претензий к рулевому управлению, тормозам и муфте Haldex на полноприводных «Октавиях» в таком возрасте, как правило, ещё нет.

Почём?

Из-за того, что «третья» Octavia активно используется в такси и в корпоративных парках, разброс цен на это поколение модели огромен. Можно найти вполне приличный с виду, но уже «уставший» от тяжёлой жизни лифтбек из таксомотора с пробегом от 250 000 до 400 000 км всего за 400 000 рублей. За редко встречающиеся универсалы просят на 50 000 - 100 000 рублей больше. Машина с дизелем обойдётся минимум в 800 000 рублей. «Эр Эски» и «Скауты» вряд ли найдёте дешевле миллиона. Цены на обновлённые «Октавии» стартуют с 850 000 рублей, а самые свежие экземпляры с пробегом 5000-15 000 км оцениваются максимум в 1 400 000 рублей.

Наш выбор

Как и предшественница, Octavia А7 с пробегом – отличная покупка с любым типом кузова. Но лифтбек при прочих равных обойдётся дешевле универсала, да и выбор их на вторичном рынке больше. Не стоит рассматривать подержанную «Шкоду» с «роботом» DSG– это лотерея, даже если у машины ещё действует заводская гарантия. Последняя, кстати, на «Октавиях» выпущенных до 31 декабря 2013 года составляла 5 лет, а на более поздних – 2 года независимо от типа КПП.

Вполне надёжный классический автомат Aisin хорош, но он доступен только с другом всех таксистов – самым слабым и не самым удачным атмосферником 1.6 MPI. Так что оптимальным по характеристикам и надёжности для такой машины будет тандем механики с «турбочетвёрками» 1.4 TSIи 1.8 TSI. Найти достойные экземпляры с пробегом до 100 000 км можно от 600 000 рублей. При этом стоит избегать автомобилей, у которых в ПТС среди владельцев фигурируют юридические лица.

А также сторонитесь «Октавий» в самых простых версиях и особенно с «бесплатным» белым цветом кузова, которые в основном используются в такси. Конечно же, таксомоторы закупают автомобили и других цветов, но белые всё же чаще. Реальное состояние и пробег таких машин вряд ли будут соответствовать заявленному. К тому же бывшая «рабочая лошадка» могла не раз попадать в ДТП. А значит коррозия на её кузове, скорее всего, появится раньше. Да и в сервис она может попроситься раньше из-за износа или поломок.

Редакция благодарит Генерального директора АвтоСпецЦентр ŠKODA Обручева Романа Гидаятова за помощь в подготовке материала.