Компромисс: тест нового Fiat Doblo
Текст: Сергей Удачин, Фото: Кирилл Калапов
Знакомимся с вернувшимся на российский рынок Fiat Doblo в пассажирской версии Combi, а также выясняем, чем этот «каблучок» нового поколения будет привлекать и очаровывать клиентов.
У нового Doblo широкая палитра цветов кузова. Многие из них довольно яркие и симпатичные: бежевый, голубой, синий, бордовый и красный. Но даже в нашем самом спокойном из них сером колере машина выглядит привлекательно.

Младшая модель коммерческой линейки Fiat в России снова в строю. Один из бестселлеров сегмента компактных городских фургончиков, в народе известных как «каблуки», – Fiat Doblo – после прекращения продаж его первого поколения пару лет назад, наконец-то вернулся. Причём это не просто новый автомобиль второй генерации, хорошо известный в Европе и за её пределами аж с 2010 года, а его слегка обновлённое в 2015-м издание. То есть самое свежее и актуальное, если так можно выразиться применительно к модернизированной три года назад машине.

Грузопассажирский вариант первого поколения под именем Doblo Panorama, некоторое время выпускавшийся «Соллерсом» в Набережных Челнах, продавался у нас довольно неплохо. Не будучи бестселлером в своём сегменте, он тем не менее всегда держался в пятёрке лучших и как мог отстаивал свои позиции наравне с такими хитами рынка, как Renault Kangoo, Citroen Berlingo и Volkswagen Caddy. Мы решили выяснить, с чем вернулся к нам этот «итальянец» турецкой сборки. А также, чем он будет привлекать и очаровывать немногочисленных покупателей «каблучков».

На самом деле по длине кузова один конкурент всё же превосходит наш Doblo. Речь о «немце» Volkswagen Caddy. Но он длиннее всего на 2 мм. Такую условную разницу мы в расчёт брать не стали.

И для этого взяли на тест пассажирскую версию новичка – Fiat Doblo Combi. Она предлагается дилерами с конца февраля в единственно возможной комплектации с безальтернативным 95-сильным бензиновым атмосферником 1.4 и 5-ступенчатой механикой за 1 120 000 рублей. В набор минимального оснащения, помимо ABS, системы стабилизации, пары фронтальных эйрбегов, ГУРа и двух сдвижных боковых дверей также входят: передние электростеклоподъёмники, центральный замок, боковые зеркала с электроприводом и обогревом. Остальное – опции.

Крупные вертикальные боковые зеркала на одной ножке с интегрированными поворотниками обеспечивают отличный обзор почти во всю высоту борта машины. У предшественника они были покомпактнее и на двух ножках.

И в нашем автомобиле они есть все. В частности: «дистанционный» ключ-пульт за 2800 рублей, водительское кресло с подлокотником за 3500 рублей, задние электростеклоподъёмники за 14 700 рублей, противотуманки за 8500 рублей и кондиционер за 34 000 рублей. Плюс окраска металлик за 15 000 рублей, зеркала и бампер в цвет кузова за 11 500 рублей, маленькое зеркало за 900 рублей над основным салонным для наблюдения за детьми, аудиосистема с USB и Bluetooth за 25 600 рублей и ещё много чего. В полном «фарше» машина обойдётся в 1 297 100 рублей.

По высоте над дорогой (180 мм) Doblo превосходит VW Caddy (155 мм) и Citroen Berlingo (140 мм). У Peugeot Partner Tepee клиренс такой же, как у нашего «итальянца», а у «Доккера» даже чуть больше (190 мм).

Наш обновлённый Doblo второго поколения, выпускаемого уже 8 лет, итальянцы впервые показали на выставке коммерческого транспорта в Ганновере осенью 2014 года. Представленный публике «каблучок» оказался настоящим милашкой. Автомобиль начал «улыбаться» новой фальшрадиаторной решёткой и при этом слегка щуриться узкими фарами. А изменившаяся форма капота и крупный воздухозаборник в новом, словно заострённом, переднем бампере здорово его осовременили, добавили стиля и динамичности, сделав модель больше похожей на легковушку.

У всех ручек Doblo удобных хват. За них приятно браться и они легко открывают любую из дверей. Даже задние распашные.

Это вам не дореформенный Doblo, выглядевший своеобразно из-за удивлённо-округлившейся головной оптики на выкате и большой радиаторной решётки в духе прошлых моделей Audi. И уж совсем не предшественник со скучной до зевоты внешностью и высоким «лбом» ветрового стекла, продававшийся у нас ранее. Салон «каблучка» тоже напоминает интерьер легковушки. Он стал намного симпатичнее с новым рулём, оригинально сформованной передней панелью, другой обивкой сидений и дверей. Да и потише в нём теперь за счёт улучшенной шумоизоляции.

Интерьер Doblo Combi довольно симпатичный, но он смотрится куда более интересно в двухцветных вариантах с бежевыми или красными вставками на передней и дверных панелях. Жаль, что россиянам такие не доступны.

Остальные новшества, среди которых модернизированные и востребованные у европейцев турбодизели 1.3 и 1.6 семейства MultiJet II, бережливая версия EcoJet с функцией «старт-стоп», со специальным аэродинамическим пакетом и шинами для экономичной езды, до нас, увы, не добрались. Так же, как четыре типа кузова, два варианта длины и столько же вариантов высоты. Хотя и того, что есть, для утилитарной по своей сути машины, чаще всего трудящейся в таксомоторах, курьерских службах или сервисах доставки, тоже не мало.

Опцинальная магнитола c Bluetooth немного напоминает классную аудиосистему хэтчбека Fiat 500. Только вот дисплей не цветной, да и русского среди десятка языков в меню нет. При этом стоит она немалые 25 600 рублей!

В отличие от менее привлекательного предшественника, оснащение новичка стало богаче. Владельцы прежнего Doblo Panorama даже в самом дорогом исполнении и мечтать не могли о системе стабилизации, регулировке руля в двух плоскостях, задних электростеклоподьёмниках и аудиосистеме с Bluetooth. Теперь всё это можно заказать, получив в итоге современный, вместительный грузопассажирский фургончик. Да и с новым дизайном его уже не стыдно выбрать на роль личного автомобиля.

И вот тут Doblo Combi есть что предложить как семьям с несколькими детьми от мала до велика, так и молодым любителям активного отдыха. Ведь кажущийся со стороны не таким уж большим «итальянец» по своим габаритам кузова, размерам интерьера и вместимости превосходит всех ближайших соперников. Разве что по длине колёсной базы и багажника он уступает 6,5 см и 3,6 см соответственно недавнему дебютанту российского рынка Renault Dokker, да по размеру сдвижных дверей «Партнёру» и Berlingo. В остальном у Fiat Doblo Combi лучшие параметры в классе.

Возможностей для настройки водительского кресла предостаточно. «Крутилками» сбоку можно отрегулировать наклон спинки и поясничный упор. Со ступенчатой подстройкой, пожалуй, было бы быстрее, но выбранный итальянцами способ позволяет точнее подогнать сиденье под себя.

У него самая низкая погрузочная высота 545 мм, объём багажника 3400 л, а также высота, ширина кузова и грузового отсека. В просторном салоне с хорошим обзором на 360° удобный 3-местный задний ряд с креплениями Isofix и разделённым в соотношении 60:40 в меру мягким диваном. Его можно сложить по частям или полностью, освобождая место под велосипеды или габаритное походное снаряжение длиной до 1,82 м. А можно завалить багажник сумками и чемоданами, разделив его на два яруса полкой, которая выдерживает до 70 кг.

У нового Doblo необычные, но очень удобные ручки передних дверей, похожие на большие клавиши, а задние и вовсе напоминают рукоятки пистолета. Берясь за них, надо нажать на курок, который разблокирует замки, и затем открыть дверь.

При столь внушительной вместимости машины ей, пожалуй, даже можно простить не такую уж многовариантную трансформацию салона, как у немецкого «каблучка» и французских одноклассников. Хотя это для практичных фургонов очень важно. Ведь некоторые конкуренты позволяют, например, складывать и быстро демонтировать три раздельных сиденья второго ряда. А у нашего «Фиата» - диван, который основательно прикручен к полу. Он может только складываться и подниматься целиком или по частям, вставая вертикально за спинками передних кресел.

Вполне продуманному и эргономичному салону Doblo Combi для уюта семейной машины не хватает складных столиков за спинками кресел водителя и пассажира. А еще бы сформовать в сдвижных дверях подлокотники для пассажиров. Сейчас это узкое их подобие, на которое толком даже не опереться.

Благодаря дизайну интерьера, перекликающемуся с оформлением легковых моделей «Фиата», новый Doblo не ощущается «рабочей лошадкой». Его салон весьма качественный и продуманный для коммерческой модели. Звонкий и скользкий пластик оригинальными формами передней панели отвлекает внимание от своей дешевизны. И лишь изредка беспокоит блуждающими где-то в ней дребезжаниями. Они то появляются, то исчезают сами по себе. В салоне найдётся место практически для любой мелочёвки и ручной клади. Кроме разве что стакана с кофе.

Единственное место, куда он нормально встаёт, – подстаканник в ногах задних пассажиров. Зато в передних дверях по бокам глубоких карманов сформованы по паре ниш для бутылок с напитками, не съедающих полезного пространства. А ещё в сдвижных пассажирских дверцах, крайне удобных на парковках с узкими машиноместами, можно почти полностью опустить стекло. Никто из одноклассников не может этим похвастать, предлагая лишь маленькую сдвижную секцию в глухом окне или возможность чуть приоткрыть стекло по принципу форточки.

Любую из дверей нового Doblo легко откроет и закроет даже школьник младших классов. И передние, и боковые сдвижные, и задние распашные. Все замки срабатывают чётко, без прикладывания лишних усилий. И захлопываются все до единой без характерного для комтранса лязга металла, грохота и дребезжания – с приятным глухим хлопком. Опять же, почти как у легковушек. Эх, такую бы чёткость, да 5-ступенчатой механике итальянского «каблучка»! Увы, безальтернативный для россиян силовой агрегат этой модели не производит такого же позитивного впечатления, как сам автомобиль.

Задняя опциональная полка за 4000 рублей примечательна не только тем, сколько вещей может выдержать, будучи установленной на нижнем ярусе. Она и сама-то весит немало, словно сделана из металла. Вместе со сложенным задним диваном, будучи установленной в нижнем положении, она в принципе может использоваться как кровать в дальней дороге. По крайней мере детей на неё можно устроить, если предварительно пожить матрас.

Ориентированный на экономичность 95-сильный бензиновый моторчик 1.4 стандарта Евро-5 слабоват для «каблучка» массой почти 1,4 тонны. Да и зажат изрядно электронными удавками. Они пресекают любые попытки раскрутить коленвал для быстрого старта с места. Как бы вы ни давили на педаль акселератора, 3000 об/мин - это предел при выжатом сцеплении и включённой передаче. А крутить двигатель приходится часто, поскольку езда в экономичном диапазоне до 2500 об/мин., при которой расход топлива в городе близок к паспортному 9,9 л/100 км, динамикой не блещет.

В «Фиате» утверждают, что экономичный диапазон работы их атмосферника 1.4 – до 3500 об/мин. Всё, что выше – для «активного вождения». На практике же заявленный по паспорту расход можно достичь только если не раскручивать двигатель больше 2000-2500 об/мин.

Поэтому, чтобы новый Doblo ехал шустрее общественного транспорта, его нужно пришпоривать, удерживая обороты в диапазоне от 3000 до 4500. Только так автомобильчик, разгоняющийся до сотни за 15,4 с, не будет аутсайдером в плотном потоке машин. Правда, при этом расход недешёвого нынче 95-го бензина редко опускается ниже 11,5 л/100 км, что как-то не скромно для 1.4! Да и рычагом механики с короткими передачами приходится манипулировать чаще, чем хотелось бы. Особенно, если следовать подсказкам о выборе оптимальной ступени на приборном щитке.

Наш топовый «каблучок» стоит на уровне почти также укомплектованных и немногим более мощных Citroen Berlingo Multispace за 1 327 000 рублей, Peugeot Partner Tepee за 1 364 000 рублей, а также базового Volkswagen Caddy Trendline от 1 421 800 рублей. Но дороже откровенно бюджетного Renault Dokker в топовой версии Drive от 970 990 рублей.

Но там, где скорость и динамика не важны, моторчик «Фиата» радует уверенной тягой на низах. И, что интересно, он не глохнет, с какой из низших передач ни начни движение. Первая? Ок! Вторая? Пожалуйста! С третьей? Почему бы и нет. Для этого у Doblo есть ассистент начала движения. При отпускании педали сцепления электроника сама повышает обороты двигателя настолько, чтобы плавно тронуться с места. Это удобно в городе и понравится не только новичкам, но и опытным водителям.

Коробке передач «Добло» не хватает чёткости и избирательности. Пятая ступень всегда включается с куда большим усилием, чем остальные. Да и шестая передача для экономичности и лучшего акустического комфорта здесь была бы не лишней.

От «каблуков», основная задача которых - доставка домочадцев, пассажиров или мелких грузов между пунктами «А» и «Б», обычно не ждёшь впечатляющей управляемости. Для таких машин она не обязана быть выдающейся и тем более эталонной. Поэтому, чаще всего они просто едут и при этом жестковаты. Тем не менее наш Doblo Combi приятно удивляет легковым поведением на дороге. Как и конкуренты, он маневренный, понятный и прогнозируемый. Но, в отличие от них, устойчивость, а главное комфортность и плавность хода у «итальянца», как у обычного компактного хэтча или седана. Что не случайно.

К эффективным и интуитивно понятным тормозам Doblo только одна претензия – на нашем автомобиле с пробегом менее 4000 км передние колодки всегда неприятно скрипят перед тем, как машина полностью остановится. Пожалуй, «Фиату» стоит пересмотреть поставщиков расходных материалов.

Ведь итальянский «каблук» построен на компактной легковой «тележке» Fiat Small platform. На её модификациях также базируются Fiat Grande Punto, Alfa Romeo MiTo, Opel Adam и Corsa E. Поэтому, в отличие от полузависимых задних подвесок конкурентов, - рессорной у Caddy и пружинной у «французов» - у Doblo она независимая, как и передняя. В результате, на ходу у «каблучка» нет характерного «козления». Fiat не трясёт на ямках и кочках, он не скачет на стыках эстакад и отлично сглаживает неровности любого полотна. Даже лежачих полицейских ходом преодолевает мягко, на зависть иным легковушкам.

Среди опций Doblo Combi числятся: мультируль за 4500 рублей с отделкой кожей за 5000 рублей, «попогрейки» для водителя за 7000 рублей и переднего пассажира за 4500 рублей, боковые эйрбеги за 12 500 рублей.

У водителя хороший обзор по сторонам за счёт крупных вертикальных зеркал, руль регулируется в двух плоскостях. А над большими солнцезащитными козырьками есть удобная полка для документов и ручной клади во всю ширину салона. Приборный щиток и цифры на нём мелковаты, а из-за частой градуировки шкал и не самой приятной для глаз оранжевой подсветки, от которых рябит в глазах, смотреть на него лишний раз не хочется. Кресло водителя с поясничным упором, регулировкой по высоте и «крутилками» настроек можно подогнать под человека любой комплекции. Но сидеть в нём не очень-то удобно из-за задранного вверх и никак не опускающегося переднего края подушки.

Хотя кому какое дело до удобства человека за рулём транспортного средства, созданного ради пассажиров с багажом или без? Doblo Combi – это простой вместительный автомобиль для марш-бросков на небольшие расстояния по городу и его окрестностям. Такой «каблучок» не для водителя. Он не дарит драйва и ярких эмоций. Ты не спешишь скорее оказаться за его рулём, не мечтаешь услышать звук его мотора, насладиться динамикой и чёткостью работы механики. Задача – доставить пассажиров. И всё! Поэтому производители «каблуков» не считают зазорным экономить на эргономике кресел, дополнительных удобствах и наворотах.

Если сложить треть заднего дивана и снять в багажнике полку, то, помимо четырёх пассажиров, в нашем «каблучке» вполне реально перевезти пару взрослых и пару детских велосипедов.

Но, несмотря на это, Doblo хорош для работы в такси и службах доставки. Он крепкий, неприхотливый и с самой большой полезной нагрузкой среди конкурентов – 900 кг. Да и с семьёй на нём можно куда-нибудь поехать. Для этого «итальянец» достаточно симпатичен, неплохо оснащён и приятен на ходу. А ещё он выгоднее конкурентов и привлекательнее самого главного из них - более дешёвого нового Renault Dokker, изобилующего голым металлом в салоне и совсем бюджетными решениями. Хотя этого «француза» марокканской сборки можно заказать с недоступными «Фиату» задним парктроником и навигацией… В общем, компромисс со своими «за» и «против», который тем не менее устроит многих.

Технические характеристики Fiat Doblo Cambi
Тип двигателя Бензиновый, с распределённым впрыском
Рабочий объём,см³ 1368
Число цилиндров 4
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с/об.мин. 95/6 000
Макс. момент, Нм/об.мин. 127/4 500
Трансмиссия Механическая, 5-ступенчатая
Тип привода Передний
Передняя подвеска Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска Независимая, пружинная, Bi-Link
Тормоза Передние дисковые вентилируемые, задние барабанные
Габариты (ДхШхВ), мм 4 406x1 832x1 845
Колёсная база, мм 2 755
Дорожный просвет, мм 180
Масса автомобиля, кг 1 384
Максимальная скорость, км/ч 161
Разгон до 100 км/ч, с 15,4
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,4
Объём багажника, л 790-3 200
Объём топливного бака, л 60
Размер шин
195/60 R16
Цена, руб. от 1 120 000
Как в грузовой, так и в пассажирской версии, Doblo укомплектован только 16-дюймовыми стальными штампованными колёсами. Легкосплавные есть в каталогах для этой модели, но отсутствуют в прайс-листе. Может появятся позже?